Институт Космической Политики |
|
И К П | English page | Руководство | Направления работ | Программы | Выполненные работы | Законодательство | Контакты | Российский Военный Космос |
Институт
Космической Политики был создан лишь в мае 1993 года, однако его сотрудники
проводили совместные работы задолго до приобретения официального статуса. Так, например, в сентябре - декабре 1991 г. специалисты ИКП стали инициаторами и активными участниками подготовки и обоснование схемы государственного управления космической деятельностью. Это также подготовка Концепции россиийской космонавтики - Подготовка Проекта Закона РФ "О космической деятельности" (принят, одобрен, вступил в силу) |
Нормативно-правовое регулирование космической деятельности в России Нормативно-правовое регулирование космической деятельности является ключевым элементом обеспечения стабильного развития космонавтики. В США первый закон о космической деятельности был принят в год запуска первого американского спутника и с небольшими поправками действует до сих пор. Национальные законы, регулирующие различные аспекты космической деятельности, приняты также в Англии, Швеции, Италии, Японии. В СССР законодательное регулирование космической деятельности практически
отсутствовало. Управление космической деятельность осуществлялось
жестким администрированием, принятием решений и введением правил вышестоящими
инстанциями. С принятием в СССР закона о предприятиях такая практика
стала непригодной и система управления космической деятельности стала
на глазах распадаться. Однако, 24 февраля 1992 года Президент Российской Федерации принимает Указ N 185 "О структуре управления космической деятельностью в Российской Федерации". Этим указом, который стал первым в России нормативным документом по космосу, было создано Российское космическое агентство, как орган федеральной исполнительной власти, ответственный за осуществление космической деятельности, формируются основные принципы управления космонавтикой в новых условиях. Можно сказать, что этот указ был российским микроаналогом закона США по аэронавтике и исследованию космического пространства 1958 года. Однако одного указа было явно недостаточно. Генеральный директор Российского космического агентства Ю.Н.Коптев на коллегии РКА в апреле 1993 года говорил: "Важнейшей составляющей космической деятельности... является ее нормативно-правовое обеспечение... В России, осуществляющей крупномасштабные программы исследовании и освоении космоса, до сих пор практически отсутствует национальное законодательство, отсутствуют законы общего основополагающего характера, регламентирующие политику в области космоса, многие аспекты космической деятельности." 6 октября 1993 г. вступил в силу Закон Российской Федерации "О космической деятельности", разработанный специалистами Институтом космической политики и ставший центральным нормативным актом в структуре законодательного регулирования космической деятельности. Закон создавал правовую основу для осуществления российской космической программы и содержал ряд норм регулирующих - организацию космической деятельности Принятая в том же году Конституция отнесла космическую деятельность к ведению Российской Федерации. Это означает, что основные решения по регламентации космической деятельности принимаются на федеральном уровне, а не на уровне субъектов Федерации. В соответствии с этим, вопросы, связанные с осуществлением космической деятельности, регулируются документами федеральной законодательной и исполнительной власти России, а также международными соглашениями, подписанными Россией и ранее СССР. Сегодня в Российской Федерации нормативная база космической Тематически все эти документы могут быть разбиты на 17 1. Общие вопросы космической деятельности Следует отметить, что большинство из нормативных правовых актов не
относятся прямо к космической деятельности и содержат только 1-2 нормы,
касающиеся ее регулирования. Еще два любопытных примера. Закон "Об охране окружающей природной среды" 1991 г. запрещает удаление в космос с целью захоронения радиоактивных отходов и материалов. Закон "О государственной тайне" N5485-I от 21 июля 1993 года (с поправками от 9 октября 1997 года) относит к государственной тайне "сведения о перспективах развития и(или) об использовании космической инфраструктуры Российской Федерации в интересах обеспечения ее обороноспособности и безопасности". Закон Российской Федерации "О космической деятельности"
1993 года решал наиболее наболевшие вопросы нормативно-правового регулирования
космической деятельности и давал основу для развития национального
космического права по конкретным направлениям. Однако, 4 октября 1996 г. Государственной Думой был принят Федеральный
Закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации
"О космической деятельности", имевший дерегулирующий характер. Разработанные в Комитете Государственной Думы по геополитике поправки снимают ряд норм, существовавших в первой редакции закона, таких как запрет на осуществление взрывов в космосе или ограничения на участие организаций с иностранным капиталом в Федеральной космической программе. Были сняты сами упоминания о Федеральной космической программе и о Российском космическом агентстве. Взамен остались слова о безымянном "федеральном органе исполнительной власти по космической деятельности". То есть если раньше было четко зафиксировано, какое ведомство занимается национальной космической программой, то теперь можно при желании "пристегнуть" ее к любому федеральному министерству. Сняты и требования о необходимости информирования общественности о космической деятельности в России. В 1997 г. в Комитете Государственной Думы по геополитике разрабатывался
законопроект о "О коммерческой космической деятельности"
(внесен депутатом Государственной Думы Бученковым Е. В., принят Государственной
Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении 9
апреля 1997 г.). Этот законопроект практически не содержал каких-либо
правовых норм, а те нормы, которые в нем были, вступали в противоречие
с российским законодательством и вызвали резкую критику заинтересованных
организаций. Например, в отзыве Президента Российской Федерации говорилось
об "отсутствии предмета регулирования" законопроекта. В сложившейся ситуации было бы разумно разработать и решением Российского космического агентства утвердить среднесрочную программу законотворческих работ в области космической деятельности. Такие действия были бы в русле последних решений Правительства Российской Федерации об упорядочении ведомственного законотворчества. Основными элементами программы законотворческих работ в области космической деятельности могли бы стать:
В заключение необходимо еще раз подчеркнуть - законодательное регулирование космической деятельности во многом определяет долгосрочную стратегию развития отрасли. От эффективности и качества такого регулирования зависят политические и экономические условия развития российской космонавтики в XXI веке.
|
Приглашаем к сотрудничеству всех, кто заинтересован в развитии российских космических программ. Дата последнего обновления 14.03.2002г |