НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ КОСМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ |
||||||||||||||
Настоящий доклад сформирован на материале работ 2001-2002 г. в рамках цикла НИР "Национальная программа космического образования", проводившихся в Московском Авиационном Институте по контрактам Росавиакосмоса, а также ряда работ, выполненных Аналитическим Центром "АэроКосмос" по концептуальному и бизнес-планированию по нескольким проектам в области PR, информации и пропаганды в высокотехнологических отраслях промышленности. Доклад разбит на два основных раздела. В первом из них вводятся некоторые базовые определения, связанные с формированием информационной среды космического образования, а также обсуждаются выделенные ранее общие принципы повышения эффективности этих работ в современных условиях. Второй раздел носит более "приземленный" характер и демонстрирует особенности применения сформулированных общих принципов взаимодействия к конкретным информационным проектам в области космического образования, реализуемым при взаимодействии ряда предприятий и организаций различного статуса. При этом преимущественно будет обсуждаться космическое образование и просвещение широких слоев населения, а не более структурированное и узконаправленное профессиональное космическое образование. Взаимоотношения между этими двумя направлениями космического образования подробно рассматривались в ряде отчетов по проводившимся научно-исследовательским работам.
В рамках настоящего доклада не будем определять понятие "образование" и, соответственно, "космическое образование", ограничившись обсуждением базовых подходов к толкованию смысла этих "интуитивно понятных" терминов. В части информационной среды, воспользуемся определением Института открытого общества. Под информационной средой понимается совокупность технических и программных средств хранения, обработки и передачи информации, а также политические, экономические и культурные условия реализации процессов информатизации. 1. Структура информационной среды К настоящему
моменту в ходе работ над НПКО в 1996-2002 гг. было выработано два
взаимодополняющих базовых подхода к определению целей и задач собственно
космического образования. Предельно упрощая, можно сказать, что в
рамках этих подходов комическая деятельность рассматривается либо
как цель, либо как средство космического образования. В первом случае
рассматривается "образование О космонавтике и ДЛЯ космонавтики",
во втором случае - "образование ПОСРЕДСТВОМ космонавтики". 2. Принципы действия в информационной среде Для правильного построения и реализации планов деятельности в информационной среде, необходимо руководствоваться рядом социосистемных принципов, среди которых - учет собственных (ведомственных) интересов субъектов научно-технической политики, бюджетная координация, первоочередная реализация пилотных программ, использование существующего "ресурса заинтересованности" в профессиональном сообществе, наконец, использование современных инфокоммуникационных ресурсов. Рассмотрим далее эти основным принципы более подробно.
При планировании и анализе целей, задач и программ космического образования необходим учет собственных ("уставных" и ведомственных) интересов субъектов научно-технической политики. При этом планирование и программирование от имени субъектов образовательной деятельности в области космонавтики разных уровней (Росавиакосмос, Минобразования, региональные администрации, крупные градообразующие предприятия, …) должно предусматривать решение соответствующих задач и достижение соответствующих целей. Этот принцип сохраняет свою действенность и для коммерческих предприятий, руководствующихся собственными представлениями об эффективности и моделями деятельности. Ключевой, на наш взгляд, вопрос во взаимоотношениях с "коммерсантами" касается "тонкой, едва уловимой" разницы между спонсорами и инвесторами, детальное рассмотрение которой здесь вряд ли уместно.
Для придания космическому образованию и просвещению общества статуса общественно признанного и приоритетного направления деятельности, сегодня необходима реализация нескольких пилотных программ, предусматривающих широкий выход "в свет", вслед за которыми может и должно состояться представление некоей федеральной программы - уже на "подготовленную почву". Кроме того, появление пилотных программ существенно облегчает взаимодействие с потенциальными спонсорами и грантодателями.
В условиях сомнительных перспектив резкого возрастания финансирования, особое значение могут приобретать образовательные и пропагандистские программы, реализуемые в соответствии с упомянутыми целями и задачами субъектов образовательной и космической деятельности и финансируемые за счет соответствующих субъектов. При этом при реализации многих проектов необходима скорее межведомственная и междисциплинарная координация, чем выделение специализированных бюджетов.
Существует значительный "ресурс заинтересованности" в реализации проектов в области космической информации и космического образования внутри профессионального и "любительского" сообщества (в качестве иллюстрации можно привести краткий обзор Интернет-ресурсов из раздела 4). Этот ресурс может как использоваться для распространения идей космического образования, так и привлекаться к реализации проектов начального уровня.
Современные информационные и телекоммуникационные технологии (в частности, компьютеры и Интернет) предоставляют замечательные возможности, поскольку а) это недорого, б) это сразу достигает сравнительно широкой аудитории, и в) ряд подготовительных работ уже независимо проведен энтузиастами и негосударственными организациями. Рассмотрим далее два примера подходов к реализации задач космического образования с использованием сформулированных принципов. 3. Создание Центра информационно-образовательных ресурсов В соответствии
с решением Секции 5 Научно-технического Совета Росавиакосмоса от 26
апреля 2002 г., рабочей группой НТС проводятся работы по предварительному
планированию и последующему развертыванию Центра информационно-образовательных
ресурсов в области космонавтики и высоких технологий. Создание такого
Центра соответствует реализуемой Министерством Образования РФ Федеральной
целевой программе "Развитие единой образовательной информационной
среды (2001-2005 годы)" в части создания системы ресурсных центров,
обеспечивающих информационную и научно-методическую поддержку образовательного
процесса и оказание консультационных услуг. На базе Центра предполагается
развертывание ряда программ по сбору и доведению информации и образовательных
ресурсов в области космонавтики до участников программ космического
образования. Центр информационно-образовательных ресурсов в области космонавтики
ЗАДАЧИ ФОРМЫ
И МЕТОДЫ РАБОТЫ
Однако
летом 2002 г. проект создания ресурсного Центра получил новое развитие.
Стали известны планы по созданию на территории павильона "Космос"
(№ 32) и "Машиностроение" (№34) Всероссийского Выставочного
Центра (ВВЦ-ВДНХ) единого выставочно-рекреационного комплекса, объединенного
идеей высоких технологий оборонно-промышленного комплекса РФ, а также
других отраслей отечественной промышленности. В составе комплекса
на базе воссозданного павильона "Космос" планируется реализовать
постоянную экспозицию, посвященную истории, достижениям и современному
состоянию отечественной космонавтики, ракетной техники и высоких технологий
иных отраслей оборонно-промышленного комплекса (ОПК).
При взаимодействии участников рабочей группы по созданию Ресурсного центра и руководителей работ по формированию НПКО, Центр Информационно-образовательных ресурсов в области космонавтики и высоких технологий (ЦИОРК) стал элементом создаваемой Концепции реконструкции (по Группе целей 1). При этом сам Центр - в качестве составной части воссоздаваемого комплекса - будет финансироваться в рамках иной, более широкой и значимой кооперации, обусловленной масштабом и значимостью "объемлющего" проекта. Следует, в особенности, отметить появление в этом случае коммерческого инвестора по проекту в целом. Кооперация и финансирование
при создании ЦИОРК в рамках проекта реконструкции комплекса "Космос"
на ВВЦ (участники проекты и цели участия). 1. ГАО ВВЦ или его правопреемник - в целях развития комплекса ВВЦ в целом, обеспечения эффективного развития и окупаемости; 2. Государственные организации:
3. Общественные организации:
4. Частные инвестиционные компании - в целях реализации коммерчески эффективных проектов, прежде всего за счет создания и эксплуатации развлекательного комплекса. Таким образом, при правильной интеграции образовательного подпроекта в состав бoльшего проекта с выраженной коммерческой компонентой вероятность реализации и уровень значимости подпроекта может быть существенно повышен.
Постоянно возникающий
аспект программ космического образования - пути и методы доведения
соответствующей информации до образовательных учреждений и отдельных
участников образовательных процессов на местах. Сходную проблему в
Министерстве образования предполагается решать посредством создания
профильных образовательных порталов (в том числе - портала "Авиационный
виртуальный университет" на базе МАИ, "Инженерный виртуальный
университет" на базе МГТУ им.Баумана, "Машиностроительный
виртуальный университет" на базе "СТАНКИН"а и т.п.)
Представляется, что путь решения проблемы - создание в значительной степени неформальных консорциумов с разработчиками независимых сайтов по космической тематике для отработки на их базе пробных порталов космического образования и просвещения. Примеры -
В качестве заключения, хотелось бы призвать аэрокосмическое образовательное сообщество к возможно большему использованию горизонтальных связей - что, вообще говоря, является отличительным признаком нынешнего этапа развития общества, когда все больше говорят о формировании его сетевой структуры. Литература 1. Проект содержания
Концепции Национальной программы космического образования. М., 1997 __________________________________________________
Дмитрий Пайсон |
|
|
|
|