КОЛУМБИЯ
 
 

Катастрофа "Шаттла" и перспективы
российских орбитальных программ

В субботу, примерно в 17.20 мск телезрители, принимающие программу Си-Эн-Эн, вдруг увидели красивые белые полосы в безоблачном небе над Техасом - как будто на большой высоте выполняли замысловатые фигуры экипажи скоростных истребителей, оставляя за собой елый реверсивный след. Но в эти минуты небо Техаса стало свидетелем страшной катастрофы, которая произошла с орбитальной ступенью "Колумбия" американского многоразового транспортного космического корабля /МТКК/ "Спейс Шаттл", которая с минуты на минуту до жна была совершить плановую посадку на стартово-посадочном комплексе мыса Канаверал в соседней Флориде. Эта трагедия, унесшая жизни семерых астронавтов стала второй катастрофой МТКК с момента начала эксплуатации в 1982 году. Первая катастрофа, повлекшая утрату орбитальной ступени "Челленджер" и гибель астронавтов, произошла в январе 1986 года. Сейчас никто е возьмется говорить о конкретных причинах аварии, можно лишь строить отдельные предположения, основываясь на информации о самом полете и тактико-технических характеристиках ступени. Безусловным является то, что катастрофа 1 февраля самым серьезным и, к сожалению, негативным образом может повлиять на планы орбитальных пилотируемых полетов не только США, но и России. Не исключено даже, что и космические программы двух стран, ориентиров нные во многом на создание и эксплуатацию Международной космической станции /МКС/ в данных условиях придется в целом пересмотреть. Орбитальная ступень "Колумбия" - самая старая в системе МТКК выполняла 1 февраля свой 28-й полет. Нет причин сомневаться в том, что не износ конструкций ступени привел к трагедии, так как аппарат, рассчитанный на 100 полетов, к тому же прошел в 1999 году омплексное тестирование, по результатам которого был выполнен весь объем ремонтных работ. Системы видеонаблюдения зафиксировали при последнем старте "Колумбии" потерю нескольких плиток термозащиты, которые могли ударить, в частности, по плоскости крыла, вызвав в дальнейшем разрушение всей конструкции. Но такое маловероятно, как и маловероятно уссируемое сейчас предположение, сама потеря фрагментов термозащиты явилась причиной катастрофы. Тепловые нагрузки на ступень на атмосферном участке спуска, когда, по видимому, и произошла авария на высоте 63 км, воспринимает пассивная поверхностная теплозащита, использующая 4 вида материалов для зон различного нагрева: материал "углерод-углерод", че ные керамические плитки на основе кварцевого волокна, белые керамические плитки на основе аморфного кварца и гибкие панели из войлока "Номекс". Следует отметить, что потеря нескольких плиток теплозащиты на этапе посадки ступени вообще - дело обычное. По всей видимости, причиной катастрофы стал внутренний взрыв, разрушительное воздействие которого во многом усугубилось составом атмосферы ступени, состоящей из 21 проц чистого кислорода. К сожалению, астронавты были обречены, так как специальной системы варийного спасения на такой высоте и при скорости около 20 000 км/час на МТКК нет. Нет сомнения, что на все вопросы технического порядка о причинах трагедии попытается ответить уже сформированная, согласно заявлению руководителя НАСА Шона О'Кифа, специальная межотраслевая комиссия. Очевидно одно: МТКК теперь долгое время останется на Земле, возможно и несколько лет, так как маловероятно, что удастся быстро установить причины аварии и провести соответствующую модификацию ступеней. После катастрофы 1986 года МТКК был "припаркован" на года и 8 месяцев - срок катастрофический для нынешних международных программ орбитальных полетах, в которых лидируют США и Россия. Под угрозу может быть поставлено не только само дальнейшее развертывание самого крупного американского сегмента МКС, целиком зависящее от полетов МТКК, но и дальнейшая эксплуатация станции в пилотируемом режиме. В настоящее время у США осталось три космических корабля многоразового использования - "Дискавери", "Атлантис" и "Эндевор". При длительной приостановке программы МТКК вся "тяжесть" снабжения станции ложится на российскую сторону, которая еще в сентябре прошлого года предупредила НАСА, что на строительство новых автоматических грузовых и пилотируемых кораблей катастрофически не хватает денег. Согласно базовому контракту между Россией и США по МКС от 1994 года, доставка грузов на станцию осуществляется транспортными автоматическими кораблями "Прогресс", а, кроме того, Россия каждые полгода должна заменять корабли серии "Союз", которые сейчас ис ользуются на МКС в качестве спасательных капсул для экстренной эвакуации экипажа. Однако, проблемы с финансированием привели к тому, что строительство новых кораблей на российских заводах отстаёт от графика. В результате в 2003 году на МКС смогут отправит ся всего два корабля вместо обычных шести /два "Союза" и четыре "Прогресса"/. Сегодня, по официальному заявлению Валерия Рюмина, руководителя российской части программы МКС и заместителя генерального конструктора РКК "Энергия", строится всего один корабль "Союз". Поскольку производственный цикл составляет два года, то и без учета а арии "Колумбии" к 2004 году летать на станцию было бы не на чем. Однако, уже в субботу вечером руководство Росавиакосмоса распространило заявление, что предстоящая смена экипажа станции, намеченная на апрель, будет осуществлена на корабле "Союз". Правда, следует заметить, что попытка России вынести в одиночку на своих плечах вся международную программу МКС на долгое время свернет и без того ужатую до предела национальную спутниковую программу научных исследований. Это, кстати, может серьезно повли ть и на качество и количество запусков ракет-носителей по коммерческим программам, хоть как-то внебюджетно подпитывающие отрасль. Сейчас понятно только одно, что никакие прогнозы и оценки перспектив мировой космонавтики не могут заглушить чувство большой скорби по погибшим людям разных национальностей планеты Земля - экипажу орбитальной ступени "Колумбия".

_______________________________________________
Научный обозреватель РИА "Новости"
Андрей Кисляков РИА "Новости", (03.02.2003)

 

Тучи над будущим космонавтики

МОСКВА, 3 февраля. /Политический обозреватель
РИА "Новости" Владимир Симонов/.

Мне довелось пережить в Америке и вместе с Америкой трагедию 1986 года - гибель "Чэлленджера". Тогда причиной национального горя стал дефект в резиновом колечке-уплотнителе стоимостью в пару долларов.
Никто пока не знает, что заставило шаттл "Колумбия" развалиться на куски на высоте 60 тыс 900 метров над уровнем моря и на скорости, в 18 раз превышающую скорость звука. Возможно, удар по левому крылу куском изоляции топливных баков, случившийся при взлете 16 января. Возможно, скол термических плит, чем шаттлы страдали и раньше. Возможно, ни то, ни другое, а нечто третье, неизведанное. Во всяком случае - если это может служить утешением - не террористический акт. В момент беды "Колумбия" находилась вне досягаемости ракет "земля-воздух".
Присутствие на шаттле израильтянина заставило создать такой панцирь безопасности над миссией STS-107, как научно именовался этот полет, что любая диверсия на земле исключалась. И все-таки сказать, что трагедия не пришла с Земли нельзя. Даже самая высокая технология подвержена человеческим слабостям - старению и усталости. Шаттлы были спроектированы 40 лет назад, а это более чем преклонный возраст для конструкций из металла.
Если по человеческому счету "Чэлленджер" погиб подростком, то "Колумбия" - глубокой старушкой. Разговор о необходимости заменить шаттлы чем-то более современным шел в НАСА все последние 10-15 лет. Не заменили. Не хватало финансирования, а, скорее, политической заинтересованности наверху, в Вашингтоне. Вместе с потерей Россией статуса космического соперника Соединенные Штаты, похоже, потеряли шовинистический кураж в исследованиях звездного пространства. Дорогое блюдо осталось без острой, придававшей смак приправы. Возможно, во многом по той же причине НАСА предпочитала бесстрастно игнорировать предупреждения тех, кто считал полеты шаттлов все более и более опасными. Действительно, из 113 запусков трауром кончились два. Что говорит о крайне высокой, в сущности, недопустимой степени риска в американской пилотируемой астронавтике, если приложить эту статистику к повседневности. По тем же нормам человек, совершающий в день две поездки на автомобиле - на работу и с работы, не доживет и до конца второго месяца.
Тревогу били серьезные эксперты. Еще в апреле прошлого года Ричард Блумберг, экс-председатель Комитета по безопасности в авиации и космонавтике, публично предупредил о приближении беды. "За все годы работы я никогда не беспокоился о безопасности шаттлов больше, чем сегодня",- прямо заявил он. Со страхом встречали каждый новый запуск и сами сотрудники НАСА. Как узнал лондонский "Обсервер", летом прошлого года в Белый дом обратился с письмом один из отставных инженеров НАСА. Его требование было категоричным: прекратить полеты космических челноков, пока не будет пересмотрена вся система их безопасности. К вещему гласу никто не прислушался. Причина кажущегося равнодушия была все та же - сравнительно тощий бюджет НАСА. Что мечтать о ревизии системы безопасности, тем более о замене шаттлов на какой-то новый вид космического транспорта, если даже омолодить штаты национального аэрокосмического агентства и то нет денег.
В результате число инженеров старше 60 лет в НАСА вдвое больше, чем 30-летних. Вне зависимости от возраста многие из них убеждены: над американской астронавтикой, да и вообще над международной пилотируемой космонавтикой сгущаются мрачные тучи. Под вопросом само ее будущее. Шаттлы играли роль рейсовых автобусов, которыми следовали на работу экипажи Международной космической станции. Теперь этот автопарк загнали на стоянку минимум на два года. Во всяком случае таких сроков потребовало расследование катастрофы "Чэлленджера". Кому отныне придется заботиться о людях на МКС, о самой МКС? В основном России с ее надежными, но, к сожалению, менее грузоподъемными, чем американские челноки, кораблями "Союз". При всех стараниях Москвы международная станция может оказаться в положении голодного отшельника на необитаемом острове.
Выясняется также, что шаттлы играли роль не только грузовиков, но и буксиров-толкачей. В каждый свой прилет на МКС, они разгоняли станцию, чтобы придать ей более высокую орбиту. Теперь этой важной работой тоже займутся российский корабли, в данном случае "Прогрессы". Хорошо бы их было больше. Но построить новый "Прогресс" раньше, чем за два года, немыслимо. Если за этот срок станция сама не упадет с орбиты, ее могут вышвырнуть, как кусок ненужного металла, которых уже тьма болтается в космосе.
При другом развитии событий Россия могла бы воспользоваться грустным шансом, когда силы и внимание НАСА отвлечены на расследование катастрофы, чтобы вернуть себе ведущую роль в исследовании космоса. Но, как гласит английская поговорка, это звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой. Помнится, траур по "Чэлленджеру" был иным. Тогда взрыв космического корабля на старте вызвал поразительное, почти благостное сплочение Америки. Люди ощутили свою способность чувствовать боль всем миром, переживать страдание как единая, нерасколотая нация. Как будто не было за спиной ни Вьетнама, ни Уотергейта. Сегодня этот эффект сплочения почти неощутим.
После 11 сентября страна стала во многом моральным монолитом. Сплачиваться дальше некуда. Американцы как бы ожесточились, научились воспринимать горе, сжав зубы и, значит, с точки зрения внешнего наблюдателя, спокойнее. Люди понимают: их страна живет в состоянии войны. А где война - там неизбежны жертвы, даже если главный враг здесь ни при чем. Как бы ни уговаривали мы себя, что космонавтика давно стала чистой наукой, она все-таки не ушла из большой политики. Каждый запуск шаттла - теперь уже, правда, в меньшей степени, чем раньше - становился мигом торжества американской технологии, а в некотором смысле и американской мечты над остальным миром. Американцы как бы оглядывались украдкой по сторонам: "Все ли народы видели? Все ли заметили этот очередной триумф нашего многотонного технологического чуда? То-то!"
В последние дни Соединенные Штаты особенно нуждались в новом подтверждении своей мощи и решимости, в том числе из космоса. На эту задачу работало обращение президента Джорджа Буша к нации, его встречи с итальянским и британским премьерами. Предстоящая речь госсекретаря Колина Пауэлла в Совете Безопасности ООН с разоблачением смертельной угрозы, будто бы исходящей от Ирака, должна была стать апогеем кампании, призванной доказать миру: позиции США прочны как никогда. Америка все видит, об всем печется, ко всему готова.
Теперь новые семь гробов, возможно, заставят многих американцев задуматься над превратностями гордыни и смирения.

_______________________________________________
(С) РИА "Новости". Самые горячие новости от РИА "Новости"

 

Российские пилотируемые и грузовые космические корабли готовы поддержать жизнеспособность Международной космической станции /МКС/ в программе текущего года. Об этом РИА "Новости" сообщили в субботу в Росавиакосмосе. В связи с катастрофой шаттла "Колумбия" программа по дооснащению Международной космической станции приборами и дополнительными конструкциями находится под угрозой срыва. "Когда шаттл "Челленджер" потерпел в 1986 году аварию, полеты этих космических "челноков" были приостановлены почти на два года. Но тогда не было МКС, и эта "пауза" сказалась лишь на космической программе США",- отметили в российском космическом агентстве Теперь же, если такая остановка в полетах этих кораблей вновь последует, это "вызовет серьезную ситуацию с перспективами не только дальнейшего строительства станции, но и ее существования вообще", подчеркнул представитель Росавиакосмоса. Он пояснил, что ш ттлы, помимо транспортировки на МКС технического оборудования и конструкций, выполняли и роль "буксира-толкача". Их двигатели каждый раз поднимали 60-тонную МКС на более высокую орбиту. "Без операций по подъему станции на более высокую орбиту под воздействием притяжения Земли МКС станет более активно терять высоту своего полета", - заявили в Росавиакосмосе. Там считают также, что для подъема орбиты станции можно было бы использовать российские грузовые космические корабли серии "Прогресс". Они могли бы доставлять топливо, и их двигатели можно использовать для увеличения орбиты станции. Но для этого нужно увеличить производство этих кораблей и число их полетов к МКС. Россия предлагала этот вариант ранее, но США отказались, сообщили в Росавиакосмосе. Сейчас же этот вариант оперативно реализовать сложно, так как время с закладки дополнительных российских грузовых кораблей до их схода со стапелей занимает два года. "У специалистов НАСА и Росавиакосмоса есть время, чтобы осмыслить создавшуюся ситуацию", - подчеркнули в Росавиакосмосе.

_______________________________________________
Эдуард Пузырев РИА "Новости", (03.02.2003)